Яндекс.Метрика
      

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
ПО АНТИКРИЗИНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

  
    О консультациях Об управлении Об авторе   Обратная связь   
            
            
  

Строгая дисциплина

  

Содержание Архива:

Дисциплина (от лат. disciplina – выдержанность, строгость) – обязательное соблюдение всеми работниками предприятия установленного набора правил деятельности и поведения, правил внутреннего распорядка предприятия.

Необходимость наличия строгой дисциплины на любом предприятии с точки зрения руководства не вызывает никаких сомнений. Любой руководитель понимает, что без дисциплины невозможно гарантировать достижения даже простых целей. Это касается как высокотехнологических производств, так предприятий с большой долей ручного труда – во всех случаях требуется и соблюдение технологий, даже самых примитивных, и согласованность действий, и своевременность поставок.

Но в дисциплине заинтересовано и большинство работников, вопреки мнению многих руководителей. Человек по своей природе – существо ленивое. Поэтому всегда стремиться к покою, то есть к ясности и стабильности. А это возможно только в среде, где есть элементарный порядок, даже если этот порядок не во всем его устраивает. Непонимание происходящих вокруг человека событий, вызывает в нем чувство неопределенности, беспокойства, даже тревоги.

Любые правила поведения направлены на ограничение свобод каждого для общей пользы всех. И с этим подавляющее большинство работников согласно. Поэтому дисциплина, какой бы жесткой она не была, должна подчиняться двум главным правилам:
  1. Ограничения должны быть продиктованы понятной всем необходимостью. У всех работников должно быть понимание принятых правил. Для этого нужно не только знакомить вновь принятых сотрудников с правилами внутреннего распорядка предприятия, но и постоянно проводить разъяснительную работу среди всех работников, объяснять причину принятия тех или иных решений, распоряжений, приказов. Люди – не "винтики" и не бездушные "пешки", которые руководитель может переставлять, как ему вздумается. Если хотите получить максимальную отдачу от каждого работника – они должны сознательно идти на самоограничения.

  2. Правила должны быть едины и обязательны для всех, они не должны иметь временных или личностных ограничений. Если вводится какой-то порядок действий, то он должен неукоснительно соблюдаться всегда и всеми, ни для кого и ни в какое время не должно быть исключений, если это не предусмотрено самими правилами. Любое "незамеченное" нарушение правил, как снежный ком порождает лавину отказов от установленного порядка, и правило превращается в его исключение. Реакция может быть любой: от простого напоминания до сурового наказания за систематические нарушения дисциплины. Но она обязательно должна быть. Только тогда вероятность рецидива снижается. Руководитель всегда должен отвечать за свои слова и действия, выполнять свои обещания, быть хозяином своего слова. Но в вопросах дисциплины, как нигде больше, руководитель должен быть особенно осторожен и тверд.
С правовой точки зрения, трудовая дисциплина регламентируется рядом внутренних документов компании, основными из которых, наверное, являются правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностные инструкции, технические и организационные регламенты. Вся документация, регламентирующая правила поведения сотрудников, должна быть простой и понятной, и иметь однозначную трактовку. Безусловно, все внутренние документы предприятия не должны противоречить действующему законодательству. Но одними приказами и инструкциями ничего не добиться. Прежде всего, сам руководитель должен быть нацелен на достижение результата, и последовательно и неукоснительно двигаться к поставленной цели, а весь документооборот компании должен помогать ему и всем сотрудникам в достижении этой цели без ущемления законных прав работников.

Есть разные виды классификации дисциплины, но остановимся на двух: исполнительская дисциплина – по принуждению, и самодисциплина – добровольно, осознано. Задача руководителя в рамках организации эффективного управления, начав с жесткой регламентации всех видов деятельности, объясняя и убеждая работников в правоте своей позиции, и вырабатывая и укрепляя в них полезные привычки, направленные на автоматическое выполнение норм трудовой дисциплины, постепенно перевести их от подчинения вынужденному постоянному принуждению к их осознанному самоограничению.

А как же наказания? У большинства руководителей жесткая дисциплина ассоциируется, прежде всего, с большой палкой или даже дубиной. Наказывать нужно. Но всегда по делу. Причем, наказание может быть разным: и моральным, и материальным, и, совершенно не очевидно, что будет более действенным. Степень наказания должна соответствовать нарушению.

Наказание – это не самоцель. Если работник оступился, совершил легкомысленный поступок, осознает это, искренне переживает, тем более, если это нарушение дисциплины не привело к сколько-нибудь серьезным последствиям, и работник совершил его в первый раз, то, возможно, достаточно будет предупреждения, устного внушения. Если это повторное нарушение или уже вошло "в традицию", то реакция должна быть незамедлительной и адекватной, вплоть до увольнения – не реагировать нельзя, какой бы это замечательный работник не был. Для производства всегда лучше иметь надежных ответственных середнячков, чем безответственных "мастеров своего дела". Тем более, что бездействие руководства будет разлагающе действовать на весь коллектив.

Жесткая дисциплина не имеет ничего общего с самодурством начальника, которого у нас хватает. Самодурство порождается вседозволенностью и безнаказанностью, и ничего общего с дисциплиной не имеет, так как здесь не выполняется первое правило. Кстати, в компаниях, где директор самодур, как правило, очень низкая трудовая дисциплина, сотрудники плохо относятся к своим непосредственным обязанностям. В основном, все заняты перекладыванием ответственности и поиском виноватых, состязанием в лучшем способе угодить начальству. Здесь не до работы. Хорошие работники в таких компаниях не задерживаются. Эффективность крайне низка.

Дисциплина – это соблюдение правил поведения, поэтому дисциплине можно и нужно обучать.


Назад
 
    
   
   
    
  

Дисциплина – это ограничение свобод каждого для общей пользы всех

  
    КонтактыТелефон: +7 903 222 5799
©    Сергей Александрович Морозов   2018          Все права защищены