Яндекс.Метрика
      

АНТИКРИЗИСНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ

  
    О консультациях Об управлении Об авторе   Обратная связь   
             
             
  

Система антикризисного управления

  

Содержание раздела:

Система антикризисного управления (кризис менеджмент), как система, включает в себя целый набор взаимосвязанных процессов, задач, правил, средств и так далее. Как любая система, антикризисное управление должно отвечать на три основных вопроса: «что?», «как?», «когда?».
  1. Что?
    Главный отправной точкой любого процесса всегда должно быть постановка целей, которые необходимо достичь теми или иными действиями. Для системы антикризисного управления целью реформирования всей системы управления компании может быть только одно – это выведение компании из кризисной ситуации – санация (банкротство и ликвидация предприятия здесь не рассматривается).
    Из словарей.
    Санация (лат. sanatio – лечение, оздоровление) – система финансовых и кредитных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения предприятий, находящихся под угрозой банкротства, реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику.
  2. Как?
    Система антикризисного управления предприятием включает в себя две составные части: обеспечивающую и функциональную. Обеспечивающая – это все доступные организационно-правовые, финансово-экономические, технологические, методические и другие средства, которые обеспечивают возможность антикризисного управления. Это базис, необходимое условие. Сюда также включаются и организационная структура компании, и принципы и нормы, установленные в компании, и материальная и финансовая базы, и так далее.
    Функциональная часть, как следует из названия, объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния компании, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления.
  3. Когда?
    На это вопрос проще всего ответить: всегда – если компания еще не находится в кризисной ситуации, и вчера – если компания уже переживает кризисную ситуацию.
    Этот вопрос очень тесно связан с первым вопросом: «что?». Именно намеченная цель и текущее состояние компании определяет план реализации изменений согласно системе антикризисного управления и устанавливает сроки достижения ее целей.
Система антикризисного управления – это не часть общей системы управления предприятием, где ей отводится важная, но не единственная роль в процессе управления компанией, как считают многие руководители. То есть, «включили» на время кризисной ситуации, «побегали», «посуетились», поволновались и «выключили», когда ситуация улучшилась и произошло финансовое оздоровление предприятия – до следующего кризиса.
Система антикризисного управления предприятием – это и есть главная и единственная и постоянная и эффективная система управления предприятием.
Любая компания всегда должна быть готова к кризисным ситуациям. Поэтому система антикризисного управления компанией состоит из следующих функций:
  1. Регулярный мониторинг текущей экономического ситуации компании и ее финансового состояния. Постоянная диагностика состояния компании нужна для того, чтобы не пропустить первые признаки кризисной ситуации в компании и своевременно отреагировать, сократив возможные издержки.
  2. Изучение рынка, включая прогнозирование его развития или деградации и разработку антикризисного маркетингового плана в случае возникновения кризисной ситуации.
  3. Наличие стратегического инвестиционного плана и периодическая корректировка инвестиционных проектов с учетом возможных кризисных ситуаций по следующим основным параметрам:
    • техническая оснащенность и технологическая эффективность;
    • рентабельность, окупаемость и финансовые риски;
    • наличие потенциальных и реальных инвесторов и других источников финансирования.
  4. Постоянное совершенствование системы управления персоналом, включая обучение корпоративной культуре, повышение квалификации работников, избавление от кадрового балласта, улучшение системы мотивации персонала, усиление трудовой дисциплины.
  5. Развитие производственного менеджмента, включая обновление технического оснащения производства, укрепление технологической дисциплины, развитие технологий.
  6. 6. Повышение эффективности финансово-экономический политики, которая включает управление финансовыми потоками предприятия и материальными ресурсами, управленческий учет, бюджетирование.
Основные механизмы реагирования системы антикризисного управления предприятием на возможные кризисные ситуации:
  1. Мониторинг возможных кризисных ситуаций в финансовой и экономической сферах деятельности компании. Так как кризисная ситуация создает для собственников риск потери капитала и самому существованию предприятия, то ее диагностика на как можно более ранней стадии поможет своевременного принять антикризисные меры для выхода из кризисной ситуации без ощутимых потерь.
  2. Срочное принятие решения по нейтрализации кризисной ситуации на предприятии, так как она имеет тенденцию к постоянному расширению и поглощению ресурсов предприятия, сокращая тем самым возможности предприятия эффективно противодействовать негативным последствиям. Поэтому чем раньше предприятие начнет выходить из кризисной ситуации, тем большими ресурсами оно будет располагать для восстановления и дальнейшего развития.
  3. Соразмерность действий системы антикризисного управлению предприятием реальной угрозе ухудшения его финансового и экономического состояния. Любые процессы, в том числе и механизмы системы антикризисного управления требуют определенных ресурсов. Во время кризиса ресурсы – это главное, чем располагает компания, и что может позволить ей выжить в постоянно ухудшающихся условиях. Поэтому антикризисные мероприятия должны использовать ровно столько ресурсов, сколько это необходимо и достаточно для выхода из кризисной ситуации. В противном случае результат может быть достигнут слишком высокой ценой, которая не позволит развиваться предприятию в дальнейшем и оно опять скатится в кризисную ситуацию, или не будет достигнут вовсе.
  4. Во время кризиса компания может рассчитывать только на свои внутренние возможности. Для этого понадобится полная мобилизация всех ресурсов предприятия и эффективная система антикризисного управления для экономного их использования.
Таким образом, можно сделать вывод, что любая система антикризисного управления должна быть эффективной. И наоборот, любое эффективное управление – всегда антикризисное.
Именно эта простая истина не позволяет эффективной компании оказаться в кризисной ситуации.


Назад
 
    
   
   
    
  

Система антикризисного управления –
это и есть эффективная система управления предприятием

  
    КонтактыТелефон: +7 903 222 5799
©    Сергей Александрович Морозов   2018          Все права защищены